VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ влияния затрат на прибыль предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000072
Тема: Анализ влияния затрат на прибыль предприятия
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Экономико-математический факультет 
Кафедра государственного управления и финансов



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА
     на тему «Анализ влияния затрат на прибыль предприятия»


Выполнил: студент 4 курса
заочной формы обучения
группы Э-41с
Гильфанов Р.А.___________

Допускается к защите:
заведующий кафедрой,
д-р экон. наук., профессор 
Янгиров А.В. ________
«___» __________ 2015 г..

Научный руководитель:
ст. преподаватель
Рафиков Р.И.______
 «___» ___________ 2015 г.


Нефтекамск 2015
     СОДЕРЖАНИЕ
      
      
     Введение
     1 Теоретические основы анализа влияния затрат на прибыль предприятия 
      1.1 Понятие, сущность и классификация затрат предприятия
      1.2 Влияние отдельных видов затрат на прибыль предприятия 
      1.3 Показатели оценки эффективности влияния затрат на прибыль предприятия 
     2 Анализ, проблемы и направления совершенствования влияния затрат на прибыль предприятия (на примере ЗАО «Стройтрансгаз») 
      2.1 Финансово-экономическая характеристика предприятия 
      2.2 Анализ затрат и их  влияние на прибыль предприятия
      2.3 Анализ эффективности влияния затрат на прибыль предприятия
      2.4 Проблемы и направления совершенствования влияния затрат на прибыль предприятия  
      Заключение 
     Список использованных источников и литературы
     Приложение А «Бухгалтерский баланс ЗАО «Стройтрансгаз» за 2011-2013 гг.»
     Приложение Б «Анализ себестоимости 1 км ремонта газопровода по статьям затрат на 2013 г.»
     
3

6
6
11

22

36
36
40
45

49
59
62

66

68

     
     
     
     
     
     
     
     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность исследования. В настоящее время существенно выросла проблема учета, анализа и контроля затрат на предприятиях. Управление затратами позволяет спрогнозировать выполнения плана, выявить факторы, влияющие на прирост прибыли, определить неиспользуемые резервы, оценить возможности снижения себестоимости продукции, что в конечном итоге обеспечит эффективность работы предприятия и повысит его конкурентоспособность. Необходимость управления затратами обуславливается той ролью, которую они играют в экономике предприятия, а именно их прямым участием в формировании прибыли предприятия. Именно прибыль в конечном итоге выступает основным условием конкурентоспособности и жизнеспособности предприятия. В современных условиях управление затратами становится действенным и единственным способом эффективного решения этой задачи.
     Практически на каждом предприятии имеются резервы для снижения затрат до рационального уровня, что и позволяет добиваться роста экономической эффективности деятельности, повышения уровня конкурентоспособности. Снижение затрат на выпуск единицы продукции позволяет предприятию устанавливать более низкие и гибкие цены, что даёт важное преимущество перед конкурентами. Поэтому для каждого предприятия важен анализ затрат и эффективное управление ими для достижения высокого экономического результата.
     В последние годы наблюдается тенденция к росту издержек производства в связи с удорожанием стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу, представительских расходов и т.д. Становление рыночных отношений требует совершенствования практики управления издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. 
     Рыночная экономика обосновывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены –  решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности фирмы. Рынок диктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности.
     Учет затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость учета затрат на производство растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влияние на финансовые результаты, а также на величину затрат.
     Степень научной разработанности. В литературе тема влияния зарат на прибыль предприятия недостаточно полностью раскрыта, существует проблема недостаточности источников, исследующий данный вопрос. Значительный вклад в развитие теории влияния затрат на прибыль предприятия, в современных условиях, внесли научные работы, труды российских и зарубежных авторов В.Г. Лебедев1, К. Друри2, Г.Г. Серебренников3, Г.Л. Багиев, А.И. Асаул4, А.И. Заруднев, Г.С. Мерзликина 5, А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев6.
     Целью   выпускной    квалификационной    работы    является    анализ 
влияния затрат на прибыль предприятия.
      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     – изучить сущность, понятие и классификацию затрат предприятия;
     – рассмотреть показатели оценки эффективности влияния затрат предприятия;
     – проанализировать затраты, влияющие на прибыль предприятия;
     – проанализировать эффективности влияния затрат на прибыль предприятия; 
      – выявить проблемы и направления совершенствования влияния затрат на прибыль предприятия  
     Объектом исследования является ЗАО «Стройтрансгаз».
     Предметом исследования являются экономические отношения связанные с влияниями затрат на прибыль предприятие.
     Методической базой  исследования. В выпускной квалификационной работе используются следующие методы исследования: анализ, синтез, экономическое сравнение, группировка.
     Информационной базой исследования явились нормативно-правовые акты РФ, регулирующие финансовую деятельность предприятия, формы финансовой отчетности ЗАО «Стройтрансгаз», материалы периодической печати, а также  ресурсы сети Интернет, касающиеся вопрос влияния затрат на прибыль предприятия.
      Теоретическая  значимость работы заключается в теоретической исследовании  сущности, классификации, влияние отдельных видов затрат на прибыль предприятия и показатели ее эффективности  и их роли в деятельности предприятия.
     Структура работы. Выпускная квалификационная работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы (43 источника) и 2 приложений. В работе представлено 17 формул, 6 рисунков, 14 таблиц. Объем выпускной квалификационной работы составляет 68 страниц.
     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ ЗАТРАТ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 
     
1.1 Понятие, сущность и классификация затрат предприятия
     
     Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени7.
     Расходы – это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию 
     А.Ф. Ионова отмечает следующее «расходы периода – это текущие затраты, которые не поддаются инвентаризации, относятся к периоду, а не к определенному объему производства и связаны с получением в течение периода услуг». К таким расходам относятся коммерческие и управленческие расходы. Они не учитываются при определении производственной себестоимости продукции. Расходы на продукт и расходы периода формируют полную себестоимость8.
     В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках.
     Понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать.
     Понятие «издержки» используется в экономической теории и практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. Некоторые авторы рассматривают понятия «затраты на производство» и «издержки производства» как идентичные, однако это не соответствует действительности. Понятие «издержки» шире понятия «затраты».
     Издержки – это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей.
     В.Я. Горфинкель определяет издержки производства как «стоимостное выражение всех затрат производственных факторов, необходимых предприятию для своей деятельности»9.
     Издержки производства – это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Кроме того, «издержки» включают специфические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака, гарантийный ремонт и др. Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные.
     Одним из основных условий информации о себестоимости продукции является четкое определение состава производственных затрат.
     Затраты на производство – часть расходов организации, связанных с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, т.е. с обычными видами деятельности.
     Состав материальных затрат включает в себя расходы на сырье и материалы, за вычетом стоимости возвратных отходов по цене их использования или реализации, учитывая, что отходы первого производства могут получить полноценным сырьем для другого производства.
     Существует несколько классификаций затрат в соответствии производства по экономическим элементам различают 5 элементов:
     – материальные затраты;
     – затраты на оплату труда;  
     – отчисления;
     – амортизация;
     – прочие затраты.
     Материальные затраты – часть издержек производства, затрат на производство продукции, товаров, услуг, в которую включаются затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию и другие затраты, приравниваемые к материальным. Материальные затраты (расходы) образуют часть себестоимости продукции.
     Стоимость производства сырья и материалов входит  в себестоимость продукции без налога на добавленную стоимость (НДС).
     Есть и исключение для этого правила. Если продукция предприятия освобождена от НДС, то она не может вычесть сумму уплаченного НДС из суммы налога, полученного при реализации  продукции. В подобных случаях предприятию разрешается отнести уплаченный НДС на себестоимость продукции.
     Плательщики единого налога оплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения также принимают сумму НДС к расходам.
     Затраты на заработную плату труда основного персонала предприятия, включая премии за финансовые результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты. Отчисления на социальные страхование.
      В состав «Амортизации основных фондов» входит сумма амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов, исходя из их балансовой стоимости и норм амортизации.
     К амортизируемому имуществу относятся основные средства, в течение отчетного года амортизационные отчисления, начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы. По основным средствам, используемым в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году10.
     Все другие затраты, не входящие в ранее перечисленные элементы затрат, получают отражение в элементе «Прочие затраты».
     При другой  классификации  затрат  учитываются   различные   категории
издержек. В калькуляционном разрезе выделяются расходы основные и накладные. Основные расходы связаны с процессом производства непосредственно (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия, заработная плата производственных рабочих и др.). Накладные, цеховые, общезаводские, внепроизводственные и другие расходы, участвующие в общих затратах по управлению и обслуживанию производства11.
     При калькулировании себестоимости определенного вида продукции используется классификация, которая предполагает выделение затрат прямых и косвенных.
     Прямые затраты имеют непосредственное отношение к производству конкретных видов продукции (это сырье, основные и вспомогательные материалы, энергия, основная заработная плата производственных рабочих,) т.е. те расходы, которые являются основными. Косвенные затраты  связаны с производством не одного, а нескольких видов изделий и могут быть распределены между ними косвенно, пропорционально установленному базовому показателю. Общезаводские и внепроизводственные расходы включаются в себестоимость некоторые   виды  продукции пропорционально.
     В зависимости от взаимодействия с изменением объема производства затраты делятся на постоянные и переменные (их называют также условно-постоянные и условно-переменные).
     Постоянные – это затраты, независящие от изменения объема производства. 
     Переменные – это расходы, которые находятся в пропорциональной зависимости от изменения объема производства.
     Деление затрат на постоянные и переменные связанные  с делением затрат на прямые и косвенные. Прямые материальные затраты, а также заработная плата основного производственного персонала, относятся к переменным расходам и зависят от изменения объемов производства.
     Это взаимодействие учитывается при расчете себестоимости реализованной товарной продукции и наличия остатков готовой продукции на складе на начало и конец соответствующего периода.
     Классификация затрат на постоянные и переменные имеет важное значение при анализе безубыточности фирмы.
     Классификация затрат, формирующих себестоимость продукции, является главным многофакторным компонентом, определяющим величину прибыли фирмы.
     
Таблица 1 – Классификация затрат в зависимости от цели управленческого учета12 
Задачи
Классификация затрат
Расчет себестоимости произведенной продукции, оценка стоимости запасов и полученной прибыли
– входящие и истекшие; 
– прямые и косвенные;
– основные и накладные (входящие в себестоимость (производственные) и затраты отчетного периода (периодические));
– одноэлементные и комплексные; 
– текущие и единовременные.
Принятие решения и планирование
– постоянные (условно-постоянные) и переменные. Принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках; 
– безвозвратные затраты.
– вмененные (упущенная выгода).
– предельные и приростные; 
– планируемые и не планируемые.
Контроль и регулирование
– регулируемые;
– нерегулируемые.
 
     Если эти средства в течение отчетного периода были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших.
     Правильное деление затрат на входящие и истекшие имеет особое значение для оценки прибылей и убытков.
     В балансе промышленного предприятия входящие затраты в части производственных запасов представлены тремя статьями, каждая из которых являет собой стадию процесса производства: запасы материалов (на складе и в ожидании переработки), запасы в незавершенном производстве (полуфабрикаты собственного производства) и запасы готовой продукции.
     Таким образом, затраты организации – это экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы организации на производство товаров и услуг.
     Классификация затрат по экономическим элементам: материальные затраты;  затраты на оплату труда; отчисления; амортизация; прочие затраты.
     
1.2 Влияние отдельных видов затрат на прибыль предприятия 

     Важное место в системе управленческого учета занимают вопросы, связанные с принятием и обоснованием управленческих решений, прежде всего, на основе проведения анализа взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли. 
     В основе анализа соотношения «затраты – объем – прибыль» лежит деление затрат на постоянные и переменные. Четкое разграничение между постоянными и переменными затратами было проведено начале ХХ в. 
     В 1923 г. Дж. Кларком была обоснована необходимость деления издержек производства на постоянные и переменные. Дж. Кларк к постоянным затратам относит: амортизацию основного капитала; расходы на содержание административного и технического персонала; поддержание оборудования в надлежащем состоянии; содержание сбытовой сети; сумму обычной прибыли на задействованный капитал. К переменным отнесены: стоимость сырья и материалов, электроэнергии, рабочей силы, эксплуатации оборудования и другие, изменяющиеся в зависимости от величины объема производства.
     На основе теории постоянных и переменных расходов был основан метод критической точки объема производства (мертвой точки) и сформулировано понятие маржинального дохода. 
     Метод анализа безубыточности или CVP-анализ (costs, volume, profit) впоследствии была углублена американским инженером У. Раутенштрахом, который рассматривал его, как метод планирования.
     Анализ «затраты – объем – прибыль» это инструмент не только краткосрочного планирования, он может с успехом применяться и в системе долгосрочного планирования. Это обусловлено тем, что в его рамках решаются вопросы, связанные, например, с получением ответов на такие вопросы, как: сколько единиц продукции необходимо произвести, сколько рабочих нанять, менять ли цену продажи, увеличить расходы на рекламу. Наряду с этим, на его основе могут быть обоснованы и решения иного, долгосрочного плана, как, например, строительство нового цеха или покупка производственного оборудования, сохранение рабочих мест, выживание предприятия. Таким образом, в его рамках возможно достижение не только текущих целей, но и решение глобальных стратегических целей, что предполагает применение системного и комплексного подхода к решению различных проблем.
На зависимость показателей «затраты – объем – прибыль» непосредственное влияние оказывает структура затрат предприятия. 
     Проведение анализа взаимосвязи затрат, объема и прибыли предполагает построение следующей модели, представленной в виде формулы 1:
     
                          Объем производства ? Прибыль,                  (1)
     
где – переменные затраты;
      – постоянные затраты. 
     К числу важнейших показателей операционного анализа относятся: маржинальная  прибыль  (маржинальный  доход),  коэффициент  маржинальной
прибыли, точка безубыточности, кромка безопасности, сила воздействия операционного рычага.
      Расчеты и значение основных показателей, применяемых при анализе взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли, производятся по следующим формулам:
     1. Маржинальная прибыль (МП) – это основные оценочные показатели при проведении анализа взаимосвязи издержек объема производства и прибыли, формула 2:
     
                                                    МП= N,                                                        (2)

где N – выручка от реализации;
      – переменная затрат.
     2. Удельная маржинальная прибыль покрытие на единицу продукции () – обеспечивает оценку результативности выбираемых вариантов взаимосвязи издержек, объема производства и прибыли, формула 3:
     
                                         ,                                                     (3)

где V – количество единиц реализованной продукции;
     Р – цена единицы продукции;
      – переменные удельные затраты.
     3. Коэффициент  маржинальной прибыли, нома маржинальной прибыли или коэффициент (степень) покрытия () – измеряет влияния изменений объема реализации на величину маржинальной чистой прибыли. Чем выше коэффициент, тем больший вклад вносит изделие в покрытие постоянных издержек, формула 4:
     
                                                    ,                                                         (4)
     4. Критическая точка (Q) – обеспечивает принятие широкого спектра управленческих решений.  В частности используется для планирования желаемой масс прибыли и выбора оптимального курса действий при различных хозяйственных ситуациях, формула 5:
     
                                                       ,                                                      (5)

где постоянные затраты.
     5. Запас финансовой прочности () – для установления придела, до которого может понижаться выручка от реализации без убытка для фирмы.  Для определения максимально возможного снижения процента, выручки от реализации в пределах которого фирма будет безубыточной, формула 6:
     
                                                   ,                                                            (6)

где  – итоговая фактическая выручка т реализации;
     – выручка от реализации в критической точке.
     6. Сила воздействия операционного рычага – производственный рычаг выступает в качестве показателей, помогающего менеджерам выбрать оптимальную стратегию в управлении единиц продукции, формула 7: 
     
                                                    ,                                                            (7)
 
где П – прибыль.
     Маржинальная прибыль включает в себя постоянные затраты и прибыль. Маржинальной прибыли заключается в том, что формирование прямых затрат осуществляется непосредственно по каждому виду продукции. Формирование же накладных расходов осуществляется в рамках всего предприятия. Таким образом, разница между ценой единицы продукции и прямыми затратами на его реализацию может рассматриваться как вклад каждой единицы продукции в формирование конечного результата деятельности предприятия. Чем больше маржинальная прибыль, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности. Следовательно, при выработке и принятии решений по управлению текущими затратами, нацеленных на увеличение прибыли, необходимо стремиться к максимальному увеличению маржинальной прибыли13.
     При росте постоянных затрат и неизменных переменных расходах величина маржинальной прибыли не изменяется, а прибыль уменьшается на величину прироста постоянных затрат.
     
     
     

     
     
     
     
     Рисунок 1 – Алгоритм расчета маржинальной прибыли
     
     Маржинальная прибыль, также как и итоговый финансовый результат имеет важное значение для управления себестоимостью продукции. Они показывают зависимость этих показателей от цен на продукцию, структуры выпускаемой продукции, величины переменных и постоянных затрат.
     
Таблица 2 – Стратегии для различных вариантов маржинальной прибыли
Значение показателя
Стратегия
1
2
Отрицательный вклад (продукт не окупает
Прекратить производство: прекратить продажу; изучить возможности продажи соответствующих производственных


Продолжение таблицы 2
1
2
прямые переменные издержки)
мощностей.
Изменить цену: изучить потенциал рынка по повышению цены; разработать программу снижения затрат; определить, является ли уровень возможного снижения затрат достаточным для того, чтобы гарантировать положительный вклад в прибыль компании; можно ли при этом сохранить уровень потребляемых качеств товара.
Продукт окупает переменные издержки и небольшую часть постоянных издержек
Представляется целесообразным проведение анализа структуры себестоимости, конкурентоспособности и необходимых в будущем инвестиций. С этой целью необходимо получить ответы на следующие вопросы: будут ли будущие потребности в денежных средствах для сохранения конкурентоспособности конфликтовать с необходимостью инвестиций в продукты с большей маржинальной прибылью (если да, то возможно постепенное прекращение производства продукции); покрывает ли маржинальная прибыль постоянные издержки, прямо связанные с этим продуктом (если нет, то необходимо изучить возможность снижения издержек или инвестирования под будущий рост); возможно ли повышение рыночной цены для увеличения маржинальной прибыли (если да, то немедленно повышать цены, обращая при этом особое внимание на набор цен по всей товарной группе)
Продукт покрывает собственные прямые переменные издержки и большую часть общих постоянных издержек
Необходимо стимулировать рост продукта для увеличения продаж и прибыли. С этой целью необходимо: сконцентрировать инвестиции на продукте для повышения конкурентоспособности за счет повышения потребительской ценности для покупателей; вкладывать средства в набор инструментов маркетинга для увеличения сбыта; изучить потребности в новых производственных мощностях.

     Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Критическая точка, или «мертвая точка» определяет для каждой конкретной ситуации объем выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность. Концепция критической точки широко используется при выборе курса действий из ряда имеющихся альтернатив. Наилучшим считается тот, который имеет наименьшую величину критической точки, если остальные показатели (факторы) тождественны14. 
     На    основании    точки     нулевой    прибыли     можно    найти   значение 
критического размера постоянных расходов; критическую цену реализации; минимальный уровень маржинального дохода; плановый объем (Q) для заданной суммы ожидаемой прибыли; объем продаж, дающий одинаковую прибыль по различным вариантам производства.  
     Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значениям затрат (ТС) и выручки (TR). 
     
      TR			                TR			                TR

                                    
       
       
       
        Q				         Q		                                      Q
      Переменные затраты	     Постоянные затраты 	                 Выручка 		
     
     Рисунок 2 – Элементы графического метода нахождения критической точки
     
     Сформируем переменные и постоянные расходы в отдельные графики, используя два подхода (рисунок 3)
     
       
  TR                                                                                           TR 
 
         		    
         
         
         
         
         
         
             Q						               Q
       Вариант 1					         Вариант 2		
         
      Рисунок 3 – Комплект переменных и постоянных расходов
      
      Как видно, линия общих расходов одинакова при любом варианте. Ведем линию выручки (рисунок 4).
      

      TR							     TR 

         		          
         
         
         
         
         
         Q						        Q
      
      Рисунок 3 – Линии выручки 
         
     Следует заметить, что график, который представляет линию постоянных расходов над переменными (рисунок 2), более удобен для бухгалтеров, поскольку на нем лучше виден размер маржинального дохода. Линия выручки и линия переменных расходов выходят из нулевой точки, и расстояние между линиями по вертикали дает маржинальный доход при любом объеме.
Графическое изображение точки безубыточности при разных уровнях производства позволяет определить диапазон доходности, в котором предприятие максимизирует прибыли или минимизирует убытки.
Графики могут быть применены в целом ряде случаев. Основное их назначение – информировать менеджеров о том объеме производства, при котором общие доходы просто покрывают общую сумму расходов. График безубыточности также может рассматриваться в качестве средства, представляющего собой ряд отчетов по конечным доходам (другими словами, график может использоваться в заданном диапазоне движения издержек для того, чтобы проследить и оценить доходы при различных объемах производства). Информация о точке безубыточности полезна для определения возможности получения прибыли в предстоящем периоде15.
     Графики «затраты – объем – прибыль» могут быть построены и для нескольких видов продукции, причем как для каждого в отдельности, так и для всех вместе. Графики для каждого вида продукции являются более информативными, но имеют ограниченное применение в условиях многопродуктового производства, поскольку существует проблема распределения косвенных расходов (как переменных, так и постоянных).
График «затраты – объем – прибыль» может быть более подробным, для чего необходимо обеспечить деление переменных и постоянных затрат на отдельные составляющие. Так, в составе переменных затрат можно выделить затраты прямых материалов, прямые затраты труда, переменные производственные накладные расходы, переменные непроизводственные затраты. Постоянные затраты могут быть разделены на постоянные производственные затраты, постоянные управленческие и коммерческие расходы. Таким же образом можно разделить и прибыль: часть прибыли, идущая на уплату налогов, отчисления в резервный капитал, прибыль, направляемая на выплату дивидендов, и нераспределенная прибыль.
     Недостатки критической точки:
     –  этот метод не решает окончательно вопроса отнесения косвенных затрат;
     – на практике нелегко разграничить элементы затрат на постоянные и переменные по отношению к объему производства и продаже. Не исключено, что пока будет определена сущность элемента затрат, его свойства могут измениться (постоянные затраты превращаются в переменные или наоборот);
     – данный метод не помогает администрации в установлении цен на долгосрочный период, поскольку необходимо покрывать не только переменные затраты, но и постоянные, возмещение которых необходимо для воспроизводства основных средств, эксплуатируемых в процессе производства.
     Вместе с тем, можно выделить следующие его достоинства:
     – помогает администрации в контроле и планировании затрат и способствует эффективному использованию принципов: центры возникновения затрат и центры ответственности за возникновение затрат;
     –  с помощью порога рентабельности определяется период окупаемости затрат. Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупаются затраты и, наоборот, высокий порог рентабельности замедляет окупаемость затрат.
Норма маржинальной прибыли показывает, какое влияние на маржинальную прибыль оказывает изменение суммы выручки от реализации. 
     Применение нормы маржинальной прибыли в рамках операционного анализа позволяет быстро реагировать на изменение объема производства и прогнозировать ожидаемую прибыль в процессе принятия управленческих решений.
     Для оперативного управления затратами важное значение имеет также показатель операционного рычага. Его действие проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. 
     В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага величину маржинального дохода делят на прибыль
Сила воздействия операционного рычага рассчитывается, как правило, для определенного объема продаж и в значительной мере зависит от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты. В этой связи, обеспечение безубыточности продаж для предприятий с малой долей постоянных расходов требует производства относительно меньшего объема продукции по сравнению с предприятиями с большей долей постоянных расходов. Для предприятий, отягощенных производственными фондами, высокая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса и инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается падением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков. 
     Для предприятия важно определять зону безопасности. Чем меньше эта величина, тем рискованнее производство и продажа данного товара. Уровень кромки безопасности особенно важно знать при прогнозах продаж, поскольку они всегда допускают возможность погрешностей. Если погрешность будет выше кромки безопасности, существует вероятность того, что предприятие не только не получит прибыли, на что надеялись при прогнозировании, но и станет убыточным. 
     Чем больше запас прочности, тем стабильнее положение предприятия, тем меньше    риск    получения    убытка   в   результате     колебаний   объемов 
производства и реализации. Если у предприятия запас финансовой прочности:
     – составляет более 10 %;
     – благоприятное значение силы воздействия операционного рычага при разумном удельном весе постоянных затрат в общей их сумме;
     – высокий уровень экономической рентабельности активов, то это предприятие достаточно привлекательно для инвесторов, кредиторов, страховых обществ и других субъектов экономической жизни. 
     Осуществление анализа взаимосвязи затрат, объема и прибыли требует не только широкого использования всех необходимых формул, но и умения на основе расчетов делать правильные выводы, а также разрабатывать возможные сценарии развития событий и просчитывать результаты, к которым они могут привести. Так, при прогнозировании развития предприятия возможно выделение следующих стратегий: 
     – увеличение цены реализации;
     – снижение переменных затрат;
     – снижение постоянных затрат;
     – увеличение объема производства и реализации;
     – сочетание любых перечисленных стратегий. 
     Таким образом, одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки безубыточности является анализ безубыточности производства или анализ соотношения «затраты – объем – прибыль».
      Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Ключевыми элементами анализа соотношения «затраты – объем – прибыль» выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный левередж и маржинальный запас прочности.
     1.3 Показатели оценки эффективности влияния затрат на прибыль предприятия
     
     Важное значение в бюджетировании имеет разработка основных элементов операционного бюджета. Бюджет предприятия – денежные доходы и расходы, спланированные и расписанные на определенный период для достижения поставленной производственно-хозяйственной цели.
     Суммирование всех видов расходов позволяет определить их совокупную величину по промышленному предприятию.
     Планирование затрат на производство и реализацию продукции осуществляется различными методами, которые зависят от общеэкономических условий, масштабов предприятия и его деятельности, возможностей бухгалтерского и управленческого учета. Так, на предприятиях, производящих различную продукцию себестоимость планируется в виде определенного размера затрат на рубль товарной продукции в оптовых ценах, в то время как предприятием, вырабатывающим один вид продукции плановая себестоимость устанавливается в абсолютной сумме на единицу изделия16.
     При учете затрат в разрезе постоянных и пе.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44